![1831 год. Ведомость о церкви Богоявления Господня](http://theophany.ru/files/2016/06/1831-Ведомость-общая-766x540.jpg)
Ведомость о церкви Богоявления Господня с ее причтом и приходом, состоящей Подольского уезда в селе Богоявленском за 1831 год (копия из архива ЦГИАМ)
Документально подтвержденная дата основания Богоявленской церкви – 1733 год, хотя сохранились предания, в которых упоминаются и более ранние годы создания церкви Богоявления Господня на реке Лопасня золотых дел мастерами. До нашего времени, однако, сохранились сведения о том, что первая деревянная церковь в селе Богоявленском, с деревянной колокольней и приделом в честь Иоанна Воина, была построена помещиком села Остафьевым.
![2-я пол. XVIII века. Планы Генерального межевания Подольского уезда (копия из архива РГАДА)](http://theophany.ru/files/2016/06/1799-Подольский-уезд-межевание-960x335.jpg)
«Село Богоявленское»: примечания к планам Генерального межевания Подольского уезда, 2-я пол. XVIII века (копия из архива РГАДА)
На рубеже XVIII-XIX веков Остафьевы (Астафьевы) продали землю нескольким владельцам. Участок имения, на котором находилась Богоявленская церковь, приобрел вначале Алексей Петрович Чихачев, а затем Елизавета Александровна фон-Больценталь (1778 – 1854), жена полковника и кавалера, барона Эраста Федоровича фон-Больценталя (1780 – 1851).
![1836 год. Из книги "Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке"](http://theophany.ru/files/2016/06/1836-Кусов-Богоявление-948x540.jpg)
С.144 из книги: Кусов В.С. «Земли Московской губернии в XVIII веке. Карты уездов. Описание землевладений». Т.1 — М.: 2004
В октябре 1844 года имение приобрела Клавдия Александровна Калайдович (1811 – 1895), жена действительного статского советника Ивана Федоровича Калайдовича (1796 – 1853) – автора учебника «Грамматика языка русского» (1834).
![1852 год. Из книги "Нистрем К.М. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии"](http://theophany.ru/files/2016/06/1852-Нистрем-960x278.jpg)
Выписка из книги: Нистрем К.М. «Указатель селений и жителей уездов Московской губернии, составленный по официальным сведениям и документам, К. Нистремом». — М.: 1852.
При ней вместо старой, деревянной, была построена кирпичная церковь с белокаменной отделкой, с одноглавой трапезной и двухъярусной колокольней. К церкви также пристроили второй придел, в 1847 году освященный в честь иконы «Всех скорбящих радость». Это здание церкви дошло до наших дней.
![1847 год. Указ о выдаче Антиминса в придел "Всех скорбящих радости" (копия из архива РГАДА)](http://theophany.ru/files/2016/06/1847-10-15-антиминс-960x538.jpg)
Указ от 15 октября 1847 года о выдаче Антиминса в новоустроенный придел «Всех скорбящих радости» (копия из архива РГАДА)
В книге Благовещенского «Краткие сведение о всех церквах Московской Епархии» (1874 г.) имеется следующая запись: «[село] Богоявленское, Подольского уезда. Церковь построена в 1846 г. Престолов три: Богоявления, «Всех скорбящих радость», мученика Иоанна воина; [приход] дворов 107, душ муж. – 290, жен. – 384, процентов 25 р. 28 к.»
![1874 год. Из книги "Благовещенский И.А. Краткие сведения о всех церквах Московской Епархии"](http://theophany.ru/files/2016/06/1874-Благовещенский-Богоявленское-811x540.jpg)
С.276 из книги: Благовещенский И.А. «Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных». — М., 1874.
В 1853 году Клавдия Александровна овдовела, и спустя некоторое время вышла замуж во второй раз за действительного статского советника Попова. Достоверно не известно, какими были жизненные обстоятельства, заставившие Клавдию Александровну Попову (Калайдович) после смерти второго мужа, в 1887 году, одолжить 5000 рублей у московского купца Ивана Ивановича Рыкова под залог своего имения; известно, однако, что в книге 1913 года «Населенные местности Московской губернии» хозяйкой имения значится уже Т.П. Давыдова.
![1913 год. Из книги "Населенные местности Московской губернии"](http://theophany.ru/files/2016/06/1913-Пенкин-Населенные-местности-588x540.jpg)
С.359 из книги: «Населенные местности Московской губернии: С алфавитным указателем и картой Московской губ.» — М., 1913
В 1922 году церковь была закрыта, изъятые серебряные ценности общим весом 7 фунтов 82 золотника (около 3,2 кг) переданы в фонд помощи голодающим.
Во время «Большого террора», 27 ноября 1937 года, по обвинению в активной контрреволюционной деятельности был арестован и приговорен к расстрелу бывший священник села, Цветков Михаил Павлович (реабилитирован посмертно в 1989 году).
![1937 год. Цветков Михаил Павлович, бывший священник Богоявленской церкви](http://theophany.ru/files/2016/06/pstbi.ccas_.ru_.oc4-1546.jpg)
1937 год. Цветков Михаил Павлович, бывший священник Богоявленской церкви. Дело №1546 (фото с сайта http://kuz3.pstbi.ccas.ru/)
В 1930-е годы купола и венчания церкви были разрушены, здание стало использоваться под различные народнохозяйственные нужды. Было сделано несколько кирпичных пристроек, изменивших изначальный облик церкви. По воспоминаниям жителей, в здании церкви располагалась машинотракторная станция.
В конце 1990-х годов в здании и на прилегающей территории случился пожар. Здание сильно пострадало. В таком виде храм был возвращен церкви, и началось его восстановление.
Все пристройки XX века были снесены, а здание реставрировано и обложено красным кирпичом. Сегодня храм Богоявления Господня в с. Богоявление снаружи непохож на старую церковь, но структура интерьера середины XIX-го века сохранена полностью.
Регулярные богослужения возобновились в 2010 году. С 2015 года настоятелем храма является протоиерей Андрей (Сапунов).